Есть два типа людей: одни любят легенды, другие их не любят. Экскурсоводы всегда относятся к первому типу. Они обожают легенды. Легендами можно заполнять паузы, когда автобус едет медленно, а рассказывать уже нечего. Почти о каждом камне из тех, что встречаются на дорогах Крыма, есть какая-нибудь легенда. Они варьируются у разных экскурсоводов. Например, проезжая мимо Сакского озера с лечебными грязями, экскурсанты обречены выслушать историю о дряхлом верблюде, который отстал от каравана и собрался умереть. Каково же было удивление бедуинов (или кто там руководил караваном), когда на обратном пути они вместо дохлого старого верблюда нашли помолодевшего, живого и полного сил! Корабль пустыни, оказывается, долго лежал в сакской грязи, и его суставы излечились!
В другом варианте выздоравливают лошадь и казак, которые пострадали в битве и их оставили на поле боя, думая, что надежды нет. В общем, все заканчивается хорошо, но нужно учесть, что это еще не худшие легенды. Пока вы в автобусе, вы в полной власти экскурсовода – любителя и знатока легенд. Он рассказывает о каком-то племени амазонок, которые якобы жили в Крыму в незапамятные времена и приносили мужчин в жертву (одобрительный смех в автобусе), о злых султанах и их дочерях, которые бросались вниз с разнообразных башен и стен, лишь бы только не выходить замуж за богатых, но очень старых визирей; о других девушках, юношах и животных, которые превращались в скалы и деревья, о драконах, которые тоже во что-то превращались.
Еще одно испытание для экскурсантов начинается тогда, когда они добираются до места назначения. Допустим, Мраморные пещеры: причудливые каменные залы, леса сталактитов, тишина и где-то иногда – звук капель, один и тот же звук, сотни и тысячи лет… Слушать их, дышать этим воздухом, всматриваться в подсвеченные каменные изваяния и думать, что люди – муравьи в этом гигантском, безмолвном мире, — вам мешает экскурсовод. Туристам не дают расслабиться: по мысли экскурсовода, их задача – немедленно угадать, на что (или на кого) похож тот или иной сталактит, сталагмит, нарост. «Вот здесь – вещает голос, — мы видим Красную Шапочку. Посмотрите, посмотрите, вот нос, вот корзинка, а вот и шапочка!» Пока вы, неимоверным усилием воли и воображения, пытаетесь сопоставить приземистый, похожий на небольшой пень сталагмит с образом Красной Шапочки, какой вы ее помните с детства, – экскурсовод и группа уже в следующем зале. Счастливцы с гораздо более развитым воображением, чем у вас, уже видят там и тигра, и Гигантский Гриб, и Русалку – но вы понимаете, что вам этого не дано, и отказываетесь от борьбы. В конце концов, решаете вы, сталактиты хороши даже тогда (именно тогда!), когда ни на что не похожи.
То же самое происходит в Судаке, на Карадаге — везде, где есть скалы, которые своими очертаниями напоминают великанов с мешками, обезьян, паруса, медведей, кошек, Максимилиана Волошина и кого угодно еще. Что-нибудь на что-нибудь обязательно бывает похоже, и это на руку экскурсоводам, которые сначала пытаются обратить ваше внимание на это поразительное сходство, а потом и рассказать легенду-другую. Послушать их, так с Ласточкиного гнезда вечно кто-нибудь прыгал: каскадеры на съемках, какие-то девушки и юноши, разочарованные в любви. Все, что в Крыму называется словом «девичий» (Девичья Башня Кыз-Куле, например) – все связано с историями о девушках, которые откуда-нибудь бросались. Говорят, правда, что это просто татарское слово «кёз» (крепость) когда-то перепутали с татарским словом «кыз» (девушка) – отсюда и рассказы о несчастных случаях.
|